Нигирийский барабан уду (ибо). Индийский гатам и маджа (мadga)

Автор
Опубликовано: 2195 дней назад (7 декабря 2012)
Редактировалось: 31 раз — последний 31 июля 2013
0
Голосов: 0
Давно уже хотел написать про эти два замечательных барабана. Эти инструменты из разных культур, их разделяют тысячи километров, но они по сути - родственики. И причина, почему я хотел о них написать и то, что я причесляю их к "предкам" ханга состоит в том, что нигирийский уду и индийский гатам с точки зрения физики - резонаторы Гельмгольца. Причем оба эти инструмента очень древние (по некоторым данным более 5000 лет). Именно присутствующий эффект низкого бассового резонанса этих барабанов так понравился создателям ханга, что натолкнул их на мысль воссоздания этого эффекта в новом инструменте.

Я довольно долго собирал информацию по ним, чтоб сделать полноценную статью. Но как оказалось, уже все до меня написано. Поэтому не вижу смысла изобретать велосипед - привожу ее в оригинале.

"Уду. Нигерийский барабан-горшок.


Этот интересный барабан появился на свет благодаря находке гончаров народа Ибо (Игбо) и Хауса, проживающих на территории Нигерии. Кому-то из них пришло в голову проделать небольшое отверстие в стенке обычного глиняного кувшина, превратив тем самым ничем не примечательную бытовую утварь в прекрасный музыкальный инструмент.


Если задаться целью классифицировать уду, то нам придется отнести его к аэрофонам за глубокий бас, возникающий в резонаторе при резком закрытии рукой бокового отверстия, и к идиофонам за высокие звонкие тона, издаваемые барабаном при ударах по корпусу. Более того, среди современных моделей уду часто встречаются варианты с дополнительными отверстиями в корпусе, на которые натягивается кожаная или пластиковая мембрана, что дает нам полное право отнести такие модели еще и к мембранофонам.

Также любопытной деталью является то, что на уду изначально играли только женщины.

Возможности звукоизвлечения у барабана очень широки, но главная его черта, то, за что полюбил уду я и, думаю, большинство играющих на нем людей, — это его глубокий, гипнотический бас. У себя на родине в Нигерии уду и используется, в основном, именно как басовый инструмент.


Стоит отметить, что какой-либо традиционной школы игры на уду попросту не существует, как не существует и общепринятого названия этого инструмента. Собственно, это ничуть не удивительно, учитывая что большую часть своей истории Ибо жили разобщенными группами, хотя их численность по африканским меркам всегда была довольно велика и составляет сейчас около двадцати пяти миллионов человек. Установлению каких-то единых традиций подобный образ жизни совершенно не способствует, и единственной общей для всех нигерийских музыкантов основой техники являются удары по боковому отверстию с открыванием и закрыванием другой рукой горловины барабана. Такая же ситуация и с названием инструмента: оно меняется не только от региона к региону, но и от того, для каких церемоний используется барабан. Чаще всего ему приписывается имя «абанг мбрэ», что означает попросту «горшок для игры».

В связи с этим возникает вопрос, почему же мы называем уду «уду»?

Судя по всему, за это имя мы должны благодарить нью-йоркского художника Френка Джорджини. В 1974-м году он освоил традиционную нигерийскую технику производства уду и начал изготавливать и продавать этот инструмент. Столкнувшись с проблемой множества названий, хитрец Джорджини зарегистрировал самое простое и удобоваримое из них в качестве своей торговой марки. Талант Джорджини сделал его барабаны популярными не только у музыкантов, но и у ценителей художественной керамики (два барабана его работы, например, находятся в постоянной экспозиции Метрополитен-музея в Нью-Йорке), а название «уду» прочно привязалось к этому горшку для игры. К настоящему времени уду изготавливает не только Udu.inc маэстро Джорджини и множество маленьких гончарных мастерских по всему миру, но и крупные фирмы-производители музыкальных инструментов. Например, у известной фирмы Meinl есть целый ряд моделей этого барабана. Естественно, если мелкие мастерские и мастера-одиночки могут позволить себе использовать устоявшееся название, то крупным фирмам использовать чужую торговую марку чревато крупными неприятностями. Поэтому, искать барабаны уду среди продукции того же Meinl бесполезно, зато можно найти подозрительно похожие на них барабаны-горшки под названием Ibo drum.

Несмотря на появление уду из стеклопластика и дерева, самым популярным материалом для изготовления этого инструмента остается глина.



Сейчас большинство мастеров делают барабаны на гончарном круге, но в Нигерии до сих пор широко распространен традиционный способ изготовления без использования станков и сложных инструментов. Именно этим, полностью ручным способом пользуется для создания своих барабанов Френк Джорджини:

«При традиционном способе производства барабанов кусок глины сначала распределяется по поверхности твердой круглой формы (формовочной болванки) с помощью плоского камня. Глина аккуратно утрамбовывается и разглаживается самодельными деревянными лопатками до достижения равномерной толщины. Затем она обрезается на формовочной болванке до полусферы. Размер болванки определяет размер барабана: полусфера снимается с нее и становится нижней частью уду. Оставшаяся часть лепится вручную методом витков, при котором отдельные полоски глины накладываются одна за одной, обжимаются, разглаживаются и притираются до полного соответствия ранее созданным формам боков. Очень важно сохранить равномерную толщину при формировании и сглаживании контуров круглого тела барабана и сложных кривых перехода к его горлу. Обычно я делаю три или четыре барабана одновременно, поднимая их стенки на высоту около 3,5 сантиметров в день. Через десять — четырнадцать дней барабан готов, и я вырезаю боковое отверстие. Затем поверхность барабана полируется вручную с помощью гладкого камня. Полировка уплотняет поверхность барабана и придает ей глубокий блеск без использования портящей звук глазури. Готовый барабан медленно сохнет в контролируемых условиях. После полного высыхания барабан обжигается при определенной температуре для достижения прочности и качественного звучания. Второй раз он обжигается в уличной печи: вынимается из пламени, когда разогреется докрасна, и погружается в контейнер с горючим материалом. После выгорания горючего содержимого барабан приобретает традиционный глубокий черный глянец. Весь процесс формирования, сушки и обжига занимает около месяца.»

Giorgini F. Udu drum: Voice of the Ancestors//Experimental Musical Instruments — 1990. — Vol. 5. #5 — P. 7-11.

Некоторые играющие на уду музыканты негативно отзываются о сделанных по традиционной технологии барабанах, привезенных из Нигерии, за слишком толстые стенки сосуда, не дающие извлекать высокий звонкий звук, и предпочитают им уду, сделанные на гончарном круге. Но, как показывают работы Джорджини, дело здесь не скорее не в технологии, а в мастере. Тем не менее, если вам предложат приобрести настоящий уду из Африки, стоит попробовать поиграть на нем до покупки.

Что касается свойств уду из разных материалов, то, к сожалению, с деревянными экземплярами я не встречался вживую и не могу описать их особенностей, так что расскажу про стеклопластиковые и глиняные барабаны.

Несомненным преимуществом стеклопластика является его прочность, позволяющая делать барабаны с более тонкими стенками и добиваться более мощного и уверенного звучания при игре, не отбивая при этом пальцы. Кроме того, стеклопластиковые уду меньше весят и не заставляют хвататься за сердце при каждом случайном ударе во время их транспортировки.

Существует интересная техника игры на уду, когда свойства резонатора изменяются с помощью налитой в горшок воды. С водой барабан приобретает поистине мистическое звучание. За счет большей плотности стеклопластика барабаны из него более чутко реагируют на изменение уровня воды в резонаторе, открывая почти фантастические возможности инструмента.

А что же глина? Возможности глиняных уду сильно зависят от материала, технологии производства и, главное, мастера, делавшего инструмент. Индивидуальность — вот главное их достоинство. Глина позволяет делать то, что сложно, а иногда и невозможно реализовать в стеклопластике. Разные варианты состава глины, текстурирования, полировки и глазирования позволяют создавать инструменты с богатейшими оттенками звучания и возможностями использования множества штрихов при игре. Да и в целом, пусть это и субъективное мнение, идиофонический спектр глиняных барабанов кажется мне более богатым и приятным, чем звучание пластика.


Когда речь идет о таком инструменте, невозможно дать каких-то универсальных рекомендаций по выбору, но одно могу сказать наверняка: какой бы уду вы не приобрели, вам обязательно захочется пополнить коллекцию каждый раз, когда вы услышите звук отличного от вашего барабана.



Взято с сайта "Этнофония"

Индийский гатам и маджа (мadga)

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Гатам относится к большому семейству барабанов. Это, пожалуй, один из немногих инструментов, которые знают все без исключения.


Гатам – это индийский барабан. Название этого инструмента дословно означает «кувшин для воды». Это не случайно, так как его форма напоминает именно сосуд для жидкости.
Гатам состоит из трех составляющих. Нижняя часть называется дно. Это необязательная часть инструмента, поскольку у некоторых гатамов дно отсутствует. К середине инструмент утолщается. Именно по этой части инструмента надо ударять , чтобы извлекать звенящие звуки. Верхняя часть называется горловиной. Ее размеры могут быть разными. Горловина может быть широкой или узкой. Эта часть также играть немаловажную роль в игре. Прижимая горловину к телу, исполнитель также может извлекать различные звуки, изменяя звучание гатама. Музыкант ударяет по поверхности руками, удерживая его на колене.


Инструмент изготавливается из глины. Иногда на кувшин натягивают кожу животных. Делается это для усиления звука и улучшения его качественных характеристик.
Инструмент отличается компактными размерами, что значительно облегчает его транспортировку. В среднем его размер не превышает пятидесяти сантиметров. Гатам – это очень «мобильный» инструмент. Его можно без труда брать с собой и играть практически везде, где этого от вас ждут.
Гатам имеет богатую историю. Это довольно старинный инструмент. Индийские музыканты уже давно используют глиняные сосуды не только для бытовых целей. Это один из самых распространенных музыкальных инструментов, известный уже более двух тысяч лет. Эти инструменты упоминаются в мировой истории уже в восьмом веке.


Уникальность гатама заключается в том, что он полностью самодостаточен. Это означает, что он воспроизводит звуки при помощи тех же материалов, из которых изготовлен корпус. Некоторым инструментам требуются дополнительные составляющие для извлечения звуков. Это могут быть, например, струны или натянутая кожа животных. В случае с гатамом все гораздо проще. Однако гатам может меняться. Например, можно натянуть кожу поверх горловины. Инструмент используется как барабан. В таком случае он производит звуки благодаря вибрации натянутой кожи. Высота звука в таком случае тоже меняется.
Гатам производит неоднородные звуки. Это зависит от того, как, в каком месте и чем вы наносите удары по нему. Ударять можно пальцами, кольцами на пальцах, ногтями, ладонями или запястьем.
Музыканты, играющие на гатаме, могут сделать свое выступление очень эффектным. По традиции исполнитель на гатаме в конце выступления бросает инструмент в воздух. Получается, что гатам разбивается с последними звуками.


Также в Индии существует разновидность этого барабана под названием мadga -он имеет более круглую форму и узкое горлышко нежели гатам.





Главным отличием гатама от уду является, то что на этапе производства в смесь глины добавляется металлическая пыль, что благотворно сказывается на акустических свойствах инструмента. В смесь для маджи помимо металической пыли добавляется еще графитовый порошок. Инструмент помимо индивидуальных акустических свойств приобритает приятный темноватый цвет с синеватым отливом.

Взято с сайта Melma.ru

Обсуждение на форуме