Звукоряды, звуковые модели, тональный области (доумы) и тональный круг (Scales, Sound Model, Tone Circle)

Автор
Опубликовано: 4131 день назад (6 декабря 2012)
Редактировалось: 5 раз — последний 27 февраля 2013
+1
Голосов: 1
Подробнее остановимся на звукорядах, звуковых моделях и тональном круге ханга (Scales, Sound Model, Tone Circle)

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Расположенный в центре Динг окружает тональное кольцо из восьми (высокий голос - High Voice) или семи (низкий голос - Low Voice) тональных полей (доумов) или, как их еще называют, тональных областей. У моделей первого поколения 2001-2005 годов изготовления и ханг второго поколения 2006 года тональные поля ориентированы радиально. У моделей 2007 года и младше тональные поля повёрнуты на угол в 45° к радиусу ханга. Изменённая ориентация улучшает распространение звука и делает его более чистым. Рисунок показывает последовательность нот с самой низкой (№1) до самой высокой (№7 или №8)

Поскольку число тональных полей было ограничено, создатели ханга чувствовали потребность покинуть рамки традиционной хроматической гаммы стилпанов. Основой для разработки звучания ханга стало множество музыкальных звукорядов различных культур и этническое музыка мира. Так как музыкальные возможности ханга основаны не только на звукоряде, для их обозначения создатели ханга выбрали термин звуковая модель. Звуковая модель определяется частотой Динга, количеством тональных полей в тональном круге и собственно звукорядом.

За первые несколько лет было представлено 30 различных звуковых моделей. Тональный круг каждой содержал 8 нот. Звуковых моделей с Дингом, настроенным на Ля/A3 и Соль/G3 малой октавы было по 14, а ещё у двух был Динг ноты Фа/F3. В 2004 году часть прежних звуковых моделей была изменена, Динг некоторых был сдвинут к более низким тонам. А всего их предлагалось уже 45 (13 имели Динг ноты Ля/A3, 19 - Соль/G3, 12 - Фа/F3 и 1 - Си-бемоль/Bb3 малой октавы).

В 2005 году звуковые модели, предлагавшиеся для ханга, были полностью изменены. Количество их составляло 14, а Динг был настроен на Фа/F3 малой октавы, как у низкого голоса, с семью нотами в тонального круге, так и у высокого голоса, с восемью. Также оставались доступными более старшие модели и модели под заказ.

В 2006 году создатели Ханга избрали совсем другой концептуальный подход ко второму поколению ханга. Он основывался на использовании управляемого ногами или руками резонанса Гельмгольца корпуса ханга с отверстием Гу , настроенным на Ре/D2 большой октавы. Динг был настроен на Ре/D3 малой октавы. Самой низкой нотой тонального круга являлась Ля/A3 малой октавы, также в нём присутствовали Ре/D4 и Ля/A4 первой октавы, и практически всё второе поколение было таким. Остальные ноты настраивались для каждого инструмента индивидуально, в соответствии с музыкальными предпочтениями заказчика. Модели второго поколения преимущественно изготавливались с семью нотами в тональном круге.

По прошествии времени компания PANArt пришла к выводу, что определённые звуковые модели имеют наилучший резонанс, поэтому уменьшение их числа было продолжено в 2007 году.

Интегральный ханг 2008 года имеет всего одну звуковую модель и один набор нот: настроенный на Ре/D3 малой октавы Динг и семь окружающих его в тональном круге нот, Ля/A3 и Си-бемоль/Bb3 малой октавы, а также До/C4, Ре/D4, Ми/E4, Фа/F4 и Ля/A4 первой октавы. Другие звуковые модели этого Ханга пока не создавались.

В первые четыре года компания PANArt предлагала звуковые модели хангханг с восемью нотами в тональном круге. В 2005 году были представлены звуковые модели со всего лишь семью нотами. Восьминотные звуковые модели были названы высоким голосом, а семинотные - низким голосом. У второго поколения хангханг 2006 и 2007 годов был преимущественно низкий голос. Интегральный ханг 2008 года имеет только низкий голос.

У каждого тонального поля и Динга помимо основной частоты есть первый и второй обертоны: октава и дуодецима (квинта через октаву).


В отличие от нот стилпанов, имевших только октавы, тональные поля ханга имеют ещё и явно выраженные дуодецимы. Октавы извлекаются ударами по коротким сторонам тональных полей, тогда как дуодецимы - ударами по их длинным сторонам. Обертоны не только звучат как части извлекаемых в конкретный момент нот, но и соединяются в многочисленные формы их музыкального взаимодействия.

Взято с сайта этнической перкуссии tumba-yumba

Обсуждение на форуме