Основы звукоизвлечения на хэндпанах, пантамах и ханге.

Основные приемы, звуки и способы звукоизвлечения на инструментах.
Посетитель
Сообщений: 2347
Оффлайн
Идея создания темы, в которой можно было бы объединить вместе основные звуки и способы звукоизвлечения на инструментах, уже давно витала в воздухе.
Инструмент постепенно изучается, уже появилось много техничных игроков, но вероятно, еще все впереди. Надишана как то сказал, что инструмент на сегодня развит на 30%. Ну что ж, ему вероятно, виднее. А такие ребята как Colin Foulke и David Kuckhermann подошли к изучению инструмента прямо таки с "академической точки" зрения - выпускают уже собственные школы игры на DVD, проводят мастер классы и обучающие семинары. Все развивается - и это хорошо.

Вообщем ниже я попытаюсь изложить основные приемы и способы звукоизвлечения на инструменте, по возможности с видео примерами.

Еще я сразу хочу обратить внимание на 3 момента:
1.Все то, что будет сказано ниже (названия, терминология, определенные механизмы звукоизвлечения) носит субъективный характер и не в коем случае не претендуют на истину в последней инстанции. Не я это придумал - все взято из интернета, я лишь просто хочу попытаться собрать в одном месте основу, некий базис звукового разнообразия инструмента найденных и придуманных на сегодня, на котором уже поколения следующих игроков смогут построить основные техники игры, практику занятий и обучения, возможно даже разные школы и традиции...Почему нет?) Все возможно.
Зачем это нужно?
2. Если тема получит продолжение (хотя я в этом очень сильно, если честно, сомневаюсь laugh ), то можно было бы пойти дальше и попытаться развить терминологию дальше, дать каждому звуку свое имя (как например это делается в основных школах восточной перкуссии). Взять за пример индийские табла или мридангу или фрейм - с огромным количеством названий передающих звучание инструмента (разнообразные "Те" , "Ка", "Ра" "Дум") для того чтобы дальше практиковать игру целыми паттернами и ритмически-мелодическими фразами, предложениями. Хотя если подумать - это лишь продолжение начатого Панартом 14 лет назад так как названия Гу, Динг и тд. - это ведь тоже звуковая интерпретация)
3. Все, что будет здесь перечислено касается примерно 80% существующих инструментов, т.к основы звукоизвлечения напрямую связаны с устройством и геометрией самого инструмента. Однако не на всех инструментах возможно добиться хорошего звука того или иного способа, а некоторые вещи просто невозможны.

Итак начнем.

Для начала я бы разделил все возможные способы звукоизвлечения на 3 класса согласно природе их возникновения:

Простой удар.
Непосредственно удары, щелчки и шлепки (slap), которые совершается рукой по мембране тонального поля или по самому телу инструмента. Кстати, что касается тональных полей, то на них можно извлекать как открытий тон (рука убирается от мембраны после удара) так и закрытый (рука или палец остается на мембране).

Сложный удар. Удар с изгибом (Bending). Флажолет.
Этот звук извлекается с помощью точного удара одной рукой (пальцем) по одной диагонали тонального поля, в то время как вторая рука (палец) блокирует вторую диагональ. Таким образом возможно звукоизвлечение флажолета. Этот способ звукоизвлечения при определенно практике на тональных полях возможно делать даже одной рукой (2-мя пальцами). При игре флажолеты можно извлекать из самых тональных полей круга инструмента, тонального поля Динга и даже Гу. Возникновение этого эффекта возможно потому что в отличие от нот стилпанов, имевших только октавы, тональные поля ханга, пантама и хендпана имеют ещё и явно выраженные дуодецимы.


Октавы извлекаются ударами по коротким сторонам тональных полей, тогда как дуодецимы - ударами по их длинным сторонам. Обертоны не только звучат как части извлекаемых в конкретный момент нот, но и соединяются в многочисленные формы их музыкального взаимодействия.

"Пение".(Singing).
Очень специфичная вещь, как для перкуссионных инструментов, я бы даже сказал, что это отличительная особенность этого инструмента, потому как данный вид звукоизвлечения весьма нехарактерен для перкуссии в целом.
Итак, "пение" (singing) - это вид звукоизвлечения, которое роднит этот инструмент с тибетскими чашами и музыкальной пилой. Многие думают, что "singing" возможно добиться только на Динге, но это не так. При определенной практике возможно "завести" и заставить "петь" все поля тонального круга инструмента, а также сами демплы, тональное поле самого Динга, Динг и даже Гу. Причем на том же Динге и Гу будут по 2 вида различных звуков. Для удобства извлечения этого звука можно использовать канифоль (твердую скрипичную канифоль - она свободно продается в музыкальных магазинах небольшими брусочками и используется скрипачами для натирки смычков). Канифоль втирается в пальцы рук и таким образом повышается сила трения.

Далее перейдем к конкретным зонам инструмента и посмотрим что мы там найдем.

Для удобства рассмотрения я разделил инструмент на 3 зоны. Это:
1. Зона тонального поля Динга.
2. Сторона Динг (Ding Side) в целом и тональный круг с полями.
3. Сторона Гу (Gu Side).

(Если кто-то не понимает о чем я тут пишу, то с основными терминами можно ознакомится тут.

Начнем с первой зоны.

Зона тонального поля Динга.

Непосредственно тут я бы выделил 6 основных звуков, каждый из которых иногда имеет от 2-х до 4-х разновидностей:

1) Простой удар по Дингу.
Удар, дающий звук самого Динга (удар наносится пальцем четко по куполу). Как я и сказал, тут может быть 2 разновидности этого звука - с открытым (с звучанием тонального поля, палец убирается после удара) и закрытым тоном (чистый низкий, "колокольный" звук практически без сустейна, когда палец после удара остается на Динге).

2) Простой удар по тональному полю Динга.
Имеет 2 разновидности - закрытый и открытий тон. Извлекается большим пальцем из плоской поверхности тонального поля возле Динга.

3) "Тек". (Tek, тak).
Простой удар по краю тонального поля Динг. Резкий, высокий и довольно громкий звук. Если вникнуть в подробности, то тут возможно получения 4-х разновидностей этого звука.В зависимости от того где (со стороны малой или большой диагонали) извлекается этот "тек", звук его будет иметь разную тембральную окраску, а если глушить во время игры сторону тонального поля Динг ладонью, то мы сможем получить "тек" открытого и закрытого тона.
Звукоизвлечение стандартного звука "так" вы можете увидеть на этом видео (на 0:14 минуте)


4) Сложный удар. Флажолет. Эффект "виу-виу". (Bending Ding).

Извлекается ударом одного пальца по одной из диагоналей в области тонального поля Динга одновременно при блокировки пальцем другой руки второй диагонали. При варьировании разной степени усилия надавливания можно получить очень красивый "виу-виу" эффект. Причем тут их 2 - по большой и малой диагонали мы сможем получить "виу-виу" эффект разной тембральной окраски. Как это делать можно увидеть на видео ниже:


5) "Пение Динг".(Singing Ding).
При проведении рукой или пальцем по куполу Динга по диагонали, Динг начинает вибрировать и вся сторона Динг начинает "заводится" и гудеть. Звук очень похож на виолончель или скрипку. Возможно 2 вида звука, в зависимости по какой диагонали происходит манипуляция. Кстати звук этот довольно мощный и громкий. Смотрим видео:


Кстати на видео Колин демонстрирует коробочку с канифолью.
А вот тут Лука и непревзойденный дует Lumi покажет как использовать "Singing Ding" в игре.


Лука тут использует "singing Ding" постоянно, в течении всего трека, но наиболее четко можно увидеть на 2:01. Кстати тут он делает "singing Ding" совместно с "вending Ding" и звукоизвлечением флажолета. Получается что то вроде совмещенного удара - еще абсолютно не изученная область.


Также следует сказать что этот эффект можно использовать на любой конструкции Динга - как стандартной, так и не стандартной (вогнутой).
Вот например на видео с Halo игрок использует "Singing Ding" на вогнутой конструкции Динга :


6) "Пение области Динг".(Singing Tone Field Ding).
При определенной практике пальцем можно завезти и тональное поле Динга. Правда 2 различных звука вы не получите - тональное поле вибрирует только одно и только полностью.
.
Ну вот, так сказать, основные моменты извлечению звуков на тональном поле Динга на сегодня. Идем дальше.

Сторона Динг в целом и тональный круг с полями.

Тут 6 звуков. Возьмем для начала тональные поля. В каждом тональном поле скрыто 4 звука, каждый из которых может иметь еще несколько разновидностей:

1) Простой удар.
Наносится пальцем по тональной области - это то что вообщем то делают 98% всех игроков)))
Но не все так просто. На тональном поле у нас 3 разновидности звуков - закрытый тон, открытий тон и что-то вроде "гибридного" удара, когда вторая рука ребром ладони (мягкой частью) гасит вибрации мембраны и укорачивает длину сустейна. Что-то типа удара с контролируемым сустейном. Таким образом получается отрывистый, хорошо контролируемый звук, которым можно играть быстрые ритмические рисунки. Вот на этом видео хорошо показан этот способ звукоизвлечения (на 5:53)


2) Флажолет. (Bending Tone Field).
Тут принцип извлечения звука такой же, как и на тональном поле Динга. Естественно на каждом тональном поле их 2. И естественно есть определенные хитрости, о которых сейчас Колин нам с удовольствием расскажет.


3) "Пение" тонального поля (Singing Tone Field).
Принцип такой же как и с полем Динга. Дает резкий, гудяще-свистящую звук.
Этот звук мы можем услышать на том же видео "Firefly" (Peter Levitov and Maxime le Royer ) на первых его секундах. Резкие звуки в начале видео это и есть "пение" тонального поля (Singing Tone Field).


4) "Вау-вау" эффект или "эффект бабочки".
Эффект возникает при изменении объема резонирующей области. Тут проще посмотреть, чем прочитать.


Кстати этот эффект можно делать ртом)))

Далее идет 2 вида удара по корпусу

5) Щелчок по корпусу.
Может извлекаться в нижней части инструмента возле обода и его "сухость" зависит от возраста инструмента (чем старше инструмент, тем клей лучше высох и щелчок более "сухой" и глиняный) а также между тональными полями инструмента. А тут кстати, следует заметить что в зависимости от ближайшей ноты этот щелчок имеет разную мелодическую окраску.

6) Удар боковой стороной ладони (ребром) или кулаком.
Дает глухой низкий звук, извлекается из площадки между тональным кругом нот и тональным полем Динга.
Несмотря на кажущуюся простоту и примесь легкого вандализма, весьма непрост и активно используется тем же Кукерманом и Делаго. А Андрей (Енеr) на видео ниже покажет как этот звук использовать в игре (на 0:58 минуте). Там же кстати и щелчок по корпусу есть.


Итак сторона Динг при первом рассмотрении дает нам 12 основных звуков. Для начала весьма неплохо.
Переходим на сторону Гу

Сторона Гу

Это сторона пришла в конструктив инструмента от гатама и уду поэтому начинаем наш обзор с основной гордости этих инструментов - с характерного булькающего баса. Основных звуков тоже 6.

1) Бас уду.
Этот звук извлекается при перекрытии ладонью отверстия Гу. Очень красивый, глубокий звук, его тональность кстати можно менять различными манипуляциями с отверстием.


2) Щелчок по корпусу.

3) Удар боковой стороной ладони (ребром) или кулаком.
Тут кстати он звучит громче и мощнее - сказывается близость резонаторного отверстия Гу.

4) "Тек".
Извлекается ударом пальца по краю Гу. Имеет закрытый и открытый тон.

5) Пение Гу. (Singing Gu).
Для извлечения необходимо провести пальцем по краю отверстия.

6) Флажолет. (Bending GU).
Естественно для получение этих звуков Гу должно быть настроено. А так все достаточно стандартно - по диагоналям.

Что касается использование стороны Гу , основных ударов перечисленных тут, плюс еще нескольких весьма экзотических разновидностей и ударов совместно со стороной Динг в вертикальной постановке, вот хорошее видео:


В заключении я хотел бы сказать еще несколько слов.
Первое.
Итого в инструменте 18 различных звуков, каждый из которых может иметь еще несколько разновидностей (до 4-х). Естественно все их задействовать сложно, ведь играя на стороне Динг, мы не можем играть на Гу (хотя вертикальная постановка инструмента дает нам некоторую возможность в этом плане).Т.е или 6 или 12. С другой стороны никто не мешает использовать 2-3 инструмента вместе. Итак 18 звуков - много это или мало? Не знаю. Но давайте сравним. К примеру барабаны табла (это парный инструмент состоящий из 2-х барабанов), король восточной перкуссии, инструмент с много тысячелетней историей имеет 14 различных ударов на сольном барабане и 12 на басовом. Также еще используется 6 основных ударов которые делаются по 2-м барабанам одновременно. Итого 32 основных удара. Существует 6 традиционных отдельных школ игры на табла, этот инструмент считается одним из сложнейших инструментов в мире, и одним из самых мелодичных среди ударных. Думаю, что если бы хэндпаны были в Древней Индии то на сегодня мы имели бы весьма развитую традицию игры на нем. Кто бы что не говорил, эти ребята умеют "копать вперед и в глубину".

Второе что я хотел бы сказать - изучайте свой инструмент. Помимо эстетического наслаждения это даст развитие самому инструменту. Ведь мы сейчас наблюдаем беспрецедентный случай - появление инструмента, его развитие и развитие техники игры на нем происходит сейчас прямо у нас перед глазами. И мы в этом всем можем участвовать. В теме раскрыты основные звуки, но я уверен что это еще далеко не все. Как вариант еще абсолютное не изучены комбинации звуков - несколько звуков взятые вместе ( комбинированные удары - тоже по аналогии с табла). Один из таких способов демонстрирует Колин на видео:


Третье - я думаю будет развиваться сам инструмент, будет изменятся его геометрия, форма, усложнятся его конструкция. Дабл Гу ESS, басовые инструменты Halo, губал Панарта - это первые "ласточки" эволюции семейства этих инструментов, возникновения отдельных классов и разновидностей, каждая из которых будет иметь свои особенные звуки и способы игры.
Так что все еще только начинается.

Если есть чего добавить или в чем-то я ошибся - давайте добавлять, обсуждать, исправлять.
Редактировалось: 9 раз (Последний: 5 апреля 2015 в 16:06)
Посетитель
parsh
Сообщений: 2
3438 дней назад
Алексей, спасибо за инфо. Для людей в теме написанное,скорее всего, не новость. А вот для начинающих чайников , вроде меня, это находка.
Посетитель
Сообщений: 2347
Оффлайн
Ну это только основы.
Думаю вот на этих DVD все это намного интереснее больше и глубже.
Но уже за денежки.
Редактировалось: 1 раз (Последний: 15 июля 2014 в 02:35)
Модератор
Dmitry Che
Сообщений: 117
Донецк
539 дней назад

Трение:

Выполняется мягкой частью фаланг пальцев или ладони. Для извлечения чистого звука важно не сильно задевать металл, чтобы не получить хлопок.

Стук ребром ладони по ободу:

Одновременно можно ударять пальцами по мембранам.

Сравнение звука при ударе плоскостью и торцом фаланги пальца

Удар по мембране косточками пальцев:

Смотреть на Ютубе с отметки 1:02
Следить за левой рукой Луки.
Также косточками пальцев можно извлекать резкий и громкий звук ударяя по области между мембранами.
Редактировалось: 3 раза (Последний: 16 июля 2014 в 00:08)
Посетитель
Сообщений: 2347
Оффлайн
Di-try, спасибо за дополнения!
Посетитель
Сообщений: 45
Оффлайн
Тема нужная! Хотелось бы добавить, не знаю как насчет этой темы, но всё же:
Момент который мне понравился в этом инструменте при игре в перчатках (лично я использовал обычные строительные). При извлечении звука исчезает хлопок или "шлепок" - как кому угодно. Это может быть важно при звукозаписи, дабы потом не чистить в редакторах.
Но игра в перчатках сужает круг разновидности звукоизвлечения, перечисленных выше.
Пример чистоты звука на видео
Пример видео без шлепка
Редактировалось: 5 раз (Последний: 17 июля 2014 в 03:31)
Посетитель
Magus OM
Сообщений: 850
Харьков, Украина.
2401 день назад
Lu4ik:
Но игра в перчатках сужает круг разновидности звукоизвлечения
Согласен ,есть музыканты которые в основном только играют в перчатках,особенно на концертах ,Ravid один из них,и в этом есть своя прелесть ,но она также и сужает возможности игрока .
http://vadjra.com/
Посетитель
Сообщений: 2347
Оффлайн
Да, Женя, спасибо за дополнение, я вообще забыл о перчатках)))
Кто что еще может сказать?)
Посетитель
maxx75
Сообщений: 252
Москва
1877 дней назад
не на всех инструментах нужны перчатки, на иннере звук в перчатках смягчался очень здорово, становился теплее, на Spb разницы практически нет, да и на Ханге тоже, так что применение перчаток скорее говорят о желании убрать металл из звука, хотя есть кто и на Spb играет в перчатках, не знаю для чего правда...
Посетитель
Дмитрий
Сообщений: 331
Санкт-Петербург
77 дней назад
maxx75:
применение перчаток скорее говорят о желании убрать металл из звука
Применение перчаток едва ли связано с призвуком "металла", там может быть косвенная взаимосвязь, но уж точно не для этого.

Перчатки уменьшают звук шлепка. Звук шлепка вызывается в первую очередь недостаточно натренированной техникой звукоизвлечения у играющего. Игра в перчатках позволяет больше внимания обращать на мелодическую составляющую. Без перчаток чётче ритм, больше возможностей "шумовых" спецэффектов.
哦吧腊鼓道
Посетитель
Виктор
Сообщений: 451
2470 дней назад
часто так и бывает, как Макс пишет. и как Дмитрий пишет тоже бывает. одно другого не исключает.
Посетитель
Magus OM
Сообщений: 850
Харьков, Украина.
2401 день назад
Как по мне ,игра в перчатках очень сильно обворовывает игрока ,не давая ему полной возможности насладиться рукам от контакта с инструментом и возможности передать свои новые ощущения ,и эмоции во время игры .Это как "поцелуй через платочек "если не сказать по другому ..Я заметил что этим больше страдают люди с "избыточным" музыкальным образованием ,которые воспринимают звук с "позиции ноты" ,а не части Единого Гармонического Пространства ,как в Этносе ....
http://vadjra.com/
Посетитель
maxx75
Сообщений: 252
Москва
1877 дней назад
Lu4ik:
лично я использовал обычные строительные
в военных магазинах есть офицерские парадные белые перчатки, они намного лучше строительных! там тонкий хлопок, они практически не уменьшают возможностей, если пальцевую технику использовать при игре...
Посетитель
Дмитрий
Сообщений: 331
Санкт-Петербург
77 дней назад
maxx75:
в военных магазинах есть офицерские парадные белые перчатки, они намного лучше строительных!
Спасибо за подсказку, надо будет заглянуть в Военторг.

哦吧腊鼓道
Посетитель
Сообщений: 2347
Оффлайн
В перчатках можно обрезать одни пальцы - они будут голые и оставить другие. И в звукоизвлечении будет и то и то. Как вариант.По типу перчаток для бильярда. Они только на 2 пальца.
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.