Объявления

 

Что нужно знать и уметь, чтобы играть на ханге.

Что поможет в освоении и прогрессе игры на инструменте.
Посетитель
chino
Сообщений: 2347
Харьков, Украина.
438 дней назад
В этой теме я хотел бы поделится своими мыслями по поводу того, что, на мой взгляд, поможет начинающим игрокам в освоении инструмента. Как мне кажется, это актуальный вопрос, так как инструментов становится все больше и люди, желающие его освоить, не всегда имееют за своими плечами багаж музыкальных навыков и умений))).
На создание этой темы меня натолкнул недавний разговор с нашим новым пользователем Govind-ой, но в принципе, я и ранее обсуждал этот вопрос с различными музыкантами, и то, к чему я пришел, изложу ниже.
Также было бы очень интересно выслушать замечания и уточнения со стороны людей, реально играющих на инструменте продолжительное время. Ребята! Именно в этом вопросе ваш взгляд будет более точным, в отличии от моих теоритических выкладок.

Скажу сразу - у меня нет музыкального образованием, все мое отношение к музыке заканчивается тем, что я немного играю на барабанах. (Стандартная ударная установка). У меня нет ханга, поэтому все мои советы - исключительно теории, догадки и анализ.

Итак, насколько я понимаю, изобретатели ханга постарались совместить в пределах одного инструмента возможность довольно акцентированной ритмической игры, присущей традиционной этнической перкуссии с мелодической состовляющей.

Т.е для освоения ханга нам пригодятся ритмические навыки игры на перкусии + приобритение некоторых знаний, касающихся музыкальной теории (нот, мелодии, гармонии и т.д.)

Стало быть, пока нет инструмента и нет опыта игры на нем, но есть время и желание, я бы посоветовал человеку освоить игру на каком нибудь ручном этническом барабане. Именно ручном, когда руки непосредственно контактируют с инструментом. Можно конечно использовать любой. Например очень распростроненные сейчас, и довольно простые в освоении начальных моментов, этнические барабаны типа джембе, бонго, конго или очень популярный в данное время кахон. Школ по этим инструментам, обучающих видио и различных предложений на рынке - море. Хотя лично мне кажется, что для характера и манеры игры на ханге подойдут более "элегантные" и более сложные в освоении барабаны с упором на пальцевую технику и звукоизвлечение. Такие как:

1) Разнообразные виды рамочных барабанов( фрейм драм) - рик, тар, бендир и т.д.



2) Барабан уду (ибо)



3) Дарбука (думбек), Dahola (бассовая дарбука), или иранский тонбак.

Кстати, очень сильный украинский перкуссионист - Орхан Агабейли, зацените)))



4) Табла


Хотя с табла я наверно погорячился, табла - очень сложный инструмент со своими тонкостями и учится играть на нем, чтобы научится играть на ханге - это все равно, что пойти учится в вуз по направлению физподготовки, для того чтобы научится подтягиватся))))

Еще раз уточню - я не говорю о том, что джембе, бонги или кахон хуже или проще - ни в коем случае. Я говорю о первых этапах освоения инструмента - о начальном уровне. На самом деле, каждый инструмент - целый мир. Просто мне кажется ханг, по своему конструктиву ( особенностей настройки) более предназначен для щадящей игры, которую сложно получить осваивая кахон или джембе. Как то так.

Теперь по поводу мелодии, и получение навыков в этом направлении. По идеи подойдет любой, но опять же - как мне советовали ребята, играющие на различных мелодических инструментах, для наших целей не особо удобна гитара, бас-гитара или вообще струнные. Из-за тонкостей игры и особенностей расположение нот, необходимости зажимания струн и т.д. Намного нагляднее для этих целей подойдут пианино или ксилофон. Также можно использовать более доступный и родственный хангу стилпан, или же инструмент, который сейчас делают ну буквально все, кому не лень - глюкофон (хепи драм). На глюкофонах даже строи сейчас делают такие же.

Но вот мои пару мыслей по этому вопросу). Спорим, дополняем, высказываемся...
Редактировалось: 4 раза (Последний: 12 февраля 2013 в 12:59)
http://zen-percussion.com/
http://guda-drum.com/
Посетитель
Rudra
Сообщений: 45
Москва
417 дней назад
ИМХО: я бы пошел учится на дарбуку или фрем драм. Там есть все стандартные ритмы что есть на джембе, только еще куча пальцевой техники особенно на левую руку, что очень важно. Даже сейчас хочу пойти поучится, так как очень туго идут свободные переборы тройные или двойные в ходе мелодии с левой руки, с правой я это делаю даже не думаю, а на левую прям как-будто готовится надо. Потом дарбука и фрейм легкий (в смысле по весу) и не очень дорогой инструмент, это тоже огромный плюс. Касательно самой игры на ханге, могу сказать что любой человек который играл на перкусии мембранного типа сразу найдется и будет не плохо играть, только нужно будет выставить касание пальцем по хангу, ну тут недельку поработает и все. А дальше как и у всех музыкальных инструментов нужно с ним срастись узнать его фишички, особые места для ударов и зажимы мембраны.
А главное хочу отметить, что те кто перешли четко с барабанов на ханг очень часто играют на нем как на барабане ритм а не мелодию, что есть по моему мнению не правильно. Сразу видно кто от чего пришел. На мой вкус мне совсем не нравится как люди играют чистый ритм пусть даже с супер-пупер техникой на ханге, а вот те кто скажем умеет играть на фано, у них сразу классные мелодии получается выводить. Повторюсь мои кумиры вывода мелодии на ханге это ребята из франции: ханг дуо лучший дуэт, ну и у каждого есть еще свой сольный проект - Давид и Сельван, ну вот четко видно что у них мелодия и ритм на месте, в общем ребята явно с музыкальным образованием, потому знают что делают.
Редактировалось: 2 раза (Последний: 12 февраля 2013 в 17:07)
Посетитель
chino
Сообщений: 2347
Харьков, Украина.
438 дней назад
Rudra:
А главное хочу отметить, что те кто перешли четко с барабанов на ханг очень часто играют на нем как на барабане ритм а не мелодию, что есть по моему мнению не правильно. Сразу видно кто от чего пришел. На мой вкус мне совсем не нравится как люди играют чистый ритм пусть даже с супер-пупер техникой на ханге, а вот те кто скажем умеет играть на фано, у них сразу классные мелодии получается выводить
Кстати, да, полностью согласен - я тоже это замечал)
http://zen-percussion.com/
http://guda-drum.com/
Посетитель
Сообщений: 29
Оффлайн
Я, в общем, абсолютно согласна с вышеизложенным!!! Чуть чуть добавлю)) По поводу подготовки ритмической - можно по разному копать в этом направлении, но учтите - обязательно надо проговаривать ритмы! Четкая вербальная конструкция дает очень много. По поводу гармонии. В основном все инструменты типа ханга настроены очень удобно. Тоника и доминанта) То есть, удобное звучание, и то, что требует разрешения, возврата к слуховой гармонии. По этому, сначала полагаться на слух, а если совсем туго - слушать. Слушать классическую музыку это я уж загну, но поинтересоваться классическими сольными произведениями не помешает. Почему так - потому, что конкретно ноты и способ их организации требует, плюс к ритмике, очень серьезных занятий, и желательно с педагогом))) Да, играйте на фоно! Пианино - превосходный инструмент. Даже просто на нем играть что в голову взбредет - даст понятие связи пальца - звука - ритма. Ну как то так...
Посетитель
chino
Сообщений: 2347
Харьков, Украина.
438 дней назад
RipiAsteria:
обязательно надо проговаривать ритмы! Четкая вербальная конструкция дает очень много
Я сейчас немного стал осваивать перкуссию (фрейм) и понял, что практически все этнические ритмы, ну Востока и Африки так 100% - напевные. Там их передают от мастера к ученику не записывая - их просто заучивают и напевают как песни или стихи.
Редактировалось: 1 раз (Последний: 12 февраля 2013 в 18:14)
http://zen-percussion.com/
http://guda-drum.com/
Посетитель
Сообщений: 29
Оффлайн
Ну в общем да, это, так сказать, в Традиции, я просто натыкалась на всякие материалы, где это написано. Ну и как Вам, когда Вы проговаривайте эти всяческие "дум", "так" и т. п.? Мне лично очень помогает.
Посетитель
Сообщений: 14
Оффлайн
Здравствуйте, уважаемые собеседники)
Я к сожалению не знаю как это- знакомиться с хангом с нуля, без музыкальной подготовки. Для меня сначала была музыка, а потом появился ханг. Но наверное я могу кое-что предположить, исходя из указанных выше запросов.
Начну с того, что написал Алексей Chino:

chino:
Итак, насколько я понимаю, изобретатели ханга постарались совместить в пределах одного инструмента возможность довольно акцентированной ритмической игры, присущей традиционной этнической перкуссии с мелодической состовляющей. Т.е для освоения ханга нам пригодятся ритмические навыки игры на перкусии + приобритение некоторых знаний, касающихся музыкальной теории (нот, мелодии, гармонии и т.д.)

Ритмические навыки игры нужны. Но хочу обратить внимание, что если человек N осваивает перкуссионный инструмент, то надо понимать, что для ханга ему пригодятся именно ритмические навыки, то есть сама ритмичность и способность создавать ритмические рисунки, а не приемы игры и звукоизвлечения. Некоторыми приемами перкуссионной игры можно расстроить ханг с одного раза. Мне очень нравится, когда на ханге используются легкие пальцевые приемы. Это очень эффектно. У меня к сожалению пока нет таких навыков.

Что касается второй части цитаты - тут я пожалуй не согласна с Лёшей.
Не согласна про теорию музыки и что она нужна на ханге. Ханговый звукоряд часто с пропущенными нотами и ноты в нем расположены не совсем подряд. Совмещать их с нотной записью нет никакого смысла. Достаточно разбираться в тональностях(строях)-- подходит или нет. Это относиться тоже к теории музыки, но мне кажется этого вполне достаточно, чтобы играть на ханге. Если Вы начнете разбираться в теории музыки- да, Вас будут лучше понимать коллеги музыканты, когда Вы захотите о че-то договориться, но на это уйдет очень много времени и тогда лучше пойти в школу, чтобы эти знания впитывались вместе с музыкальной средой. Однако я не отрицаю, что мне в игре на ханге помогает мой музыкальный опыт, но не в плане теории, а скорее в плане складывания музыки. Конкретно этому я не училась. Но я много сочиняла, играя с другими людьми. Мы в группах всегда или чаще всего приходили к чему-то конкретному-через импровизацию. Это дает определенное мелодическое чутье. Для человека N, который находится в ожидании своего ханга, я думаю тоже есть что посоветовать на тему приобретения такого чутья. Нужно включать ненагруженную музыку и петь вместе с ней любую мелодию, которая по его мнению подходит, просто произвольные звуки, которые хочется петь в этот момент. Можно и играть- на фортепьяно, ксилофоне, гитаре- да что под рукой будет, но мне кажется именно пение помогает отследить момент рождения музыки внутри и спонтанного ее выхода наружу. Можно также сначала спеть, а потом попробовать сыграть на том, на чем есть) Это очень хорошая практика. Правда не всегда удастся сыграть, всё, что удалось спеть) Когда появится ханг, с ним как данность появится его строй и некоторая ограниченность строя) И тогда можно будет перебирать только те ноты, что есть (остальные подпевать, как это делаю я )))))). Если такой расклад не расстроит человека N, то вышеизложенное ему подходит. А если расстроит, то наверное лучше начать изучать ноты прямо на ханге)

Вот что я думаю)Добавлено спустя 2 минутыВидео кстати отличные, благодарю!
Посетитель
chino
Сообщений: 2347
Харьков, Украина.
438 дней назад
Лидия, отличные советы! Большое спасибо!Добавлено спустя 3 минуты
RipiAsteria:
Ну и как Вам, когда Вы проговаривайте эти всяческие "дум", "так" и т. п.? Мне лично очень помогает.
Да, и иногда это само по себе прикольно) Как мантра какая-то. Кстати, если я не ошибаюсь, то например на мриданге как раз название ударов - мантры...Т.е человек, разбирающий ритм, поет мантры. Чем больше знает мантр - тем лучше играет))).
http://zen-percussion.com/
http://guda-drum.com/
Посетитель
Сообщений: 52
Оффлайн
Точно согласен с Лидией, я тоже частенько услышав именно сейчас "мою" мелодию её напеваю про себя строя разные вариации и импровизируя голосом, я получаю от этого огромное наслаждение, а уже после если удаётся запомнить и наиграть импровизации на Стеел Пане или на Араай Мбире, так вообще улетаю. Супруга слыша что я играю даже не стала беспокоить без причины и ей тоже мои импровизации нравятся.Да я тоже поиграя на Бали и Кайсе понял что ограниченость нот на аналогах Ханга существеный фактор, порою даже сильно разочаровывая. А Стеел Пан хоть и уступает Хангу звучанием (на любителя) позволяет играть множество композиций со своими 29 нотами.
Посетитель
Сообщений: 29
Оффлайн
Chino, да))) Это даже не мантры в обычном понимании, а что то типа формул))) Которые, как и звуки, можно сочетать. Согласна с предыдущими ораторами, петь надо. Надо слушать. Очень много. И пытаться повторить голосом, руками(ритм). И надо ставить цель. Я музыкант с большим стажем. мне сложно судить. Я с детства нахожусь в этих гармониях, в этой логике. Поэтому построить интересную композицию - ну можно сказать и плевое дело. Так вот. насчет цели. А создать классическую индийскую композицию - я не смогу!!! Так что, для начинающих и не умеющих. Что вы хотите? Если играть медитации - обращайте свой взор/слух в сторону Восточной Азии. Если вы хотите играть произведения западного типа, то, к чему мы все привычны - слушайте западно - европейскую музыку. И тогда уже извините, надо знать элементарную теорию музыки. Она не сложна, и безумна интересна. Логична и эмоциональна, в любом случае, для хочущего)))стать музыкантом это как минимум любопытно. Ну да. Во мне заговорил педагог...
Посетитель
chino
Сообщений: 2347
Харьков, Украина.
438 дней назад
RipiAsteria:
Ну да. Во мне заговорил педагог...
Ничего страшного)))
http://zen-percussion.com/
http://guda-drum.com/
Mar
Посетитель
Mar
Сообщений: 81
399 дней назад
Моя позиция как обладателя аналога ханга идеально подходит под данную тему. У меня нету музыкального образования, я не играю ни на каких инструментах (не играл) пытался брать гитару в руки, что то получалось. Но с малых лет я слушаю музыку и слушаю её очень много, разных стилей и направлений. Когда я беру в руки свою кайсу я в первую очередь начинаю минут 10 играть разные ритмы, и именно ритмы развивают мою технику, я думаю как правильно выставить руки, какой рукой какую ноту брать. Всё остальное время я пытаюсь найти именно звук, новые сочетания нот, так как я не имею музыкального образования для меня это самое сложное.
Слушаю музыку я часто машинально отбиваю ритм пальцами правой руки, это мне очень помогло когда я начал играть на инструменте. Теперь отбиваю все ритмы пальцами левой руки :)

У меня лично нету желания идти учиться в музыкальную школу, я не собираюсь играть на проф уровне. Я беру в руки инструмент для себя, а значит главный зритель и критик это Я.
Посетитель
Сообщений: 29
Оффлайн
Ритм - наше все)))) Молодец! Я считаю что Вы большой молодец!
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
Поделиться